Тонкие детали об аспекте Шауча.
Согласно знаниям, передающимся по парампаре из древних поколений потомственным Ведаралам («имеющим знания» - аюрведическим врачам), некоторые особые события в человеческой жизни обуславливают появление «Кили» (сингальск. «нечисть, загрязнение»): в современной научной среде понятие «кили» можно приблизительно отождествить с бактериями. Вот основные 3 обстоятельства:
1. Смерть – «Маха-кили». При смерти человека вокруг него появляются «бактерии», которые известны в Аюрведе Шри-Ланки, как Маха-кили. Они остаются в помещении, где человек скончался, до 3-х месяцев.
2. Рождение – «Вадуге-кили». При рождении ребёнка организм матери очищается через матку и все находящиеся в ней субстанции. При этом образуются Вадуге-кили. При традиционных домашних родах (не в родильных домах, больницах, и т.п.) Вадуге-кили также остаются в комнате родившей примерно 3 месяца.
3. Менструации – «Малвара-кили». Традиционно на Шри-Ланке и в некоторых других ведических странах принято отмечать день полового созревания девочки – этот праздник в современности называют «Big Girl Party» (“Праздник большой девочки»), исконное же название – «Малвара», от слова «Мал» - «цветок». Начиная с первого дня их появления, в критические периоды менструального цикла женщина очищается, и все дни этих процессов сопровождаются присутствием Малвара-кили.
«Кили» могут пагубно воздействовать как на физическое тело человека находящегося в области их присутствия, так и на ум и тонкие тела. Поэтому издревле при смертях, родах и женских днях в домах проводились специальные очистительные меры, которые включали не только уборку водой, окуривания, но также и применение специальных очищающих растений (куркумы, лимонов) и тонкого воздействия (специальные мантры и янтры), что вкупе давало очищающий эффект на всех уровнях – физическом, энергетическом и духовном.
Именно поэтому сих пор в аутентичных деревнях, где жители сохранили ведические традиции в своём укладе, можно увидеть странных «желтолицых» барышень: женщины во время «периодов» наносят на кожу лица пасту из куркумы ежедневно до их окончания – это не только является профилактикой к распространённым проблемам с кожей (высыпаниями или отёчностью) в эти дни, но также помогает очистить окружающее пространство от Малвара-кили.
Понятие о таком явлении, как «кили» у «очищающихся» женщин также объясняет указания древних ведических трактатов, например, «Ману-Самхита»: не совокупляться, не есть рядом и даже не смотреть на свою жену во время её «периодов», не говоря уже о строгом запрете на присутствие женщин в эти дни на ритуалах и ягьях – священных жертвоприношениях. Нарушивший это правило брахман считается падшим и нечистым, подобно шудре.
Для самой женщины в эти «нечистые» дни также существуют определённые правила. Не стоит в эти дни: трудиться, посещать святые места, готовить пищу для себя и других, спать в одной постели с мужем, омываться в общих ванных, делать подношения, и многое другое. Среди всех ограничений одним из основных является запрет на духовные практики: для свершения йоги, пранайам, медитаций и других тонких взаимодействий со Всевышним, при коих одним из важнейших условий является чистота – Шауча. Чистым должно быть и место для йоги, и сам йог, иначе практика может нанести вред всем его телам и оболочкам. Для физического тела женщины в дни менструаций занятия йогой являются дополнительным стрессом и нагрузкой на ослабленный организм; токи энергетического тела при выполнении многих из асан направляются вспять, что также препятствует нормальному ходу очищения; нечистое состояние (присутствие «кили») погружает ум в Тамо-гуну (невежественное состояние) и подвергает психику опасности при практике концентраций и медитаций, увеличивая вероятность негативных переживаний, причём не только для самой практикующей, но и для окружающих (в коллективных занятиях).
Аюрведа предостерегает от занятий духовными практиками или физическими упражнениями во время очищения организма человека. Например, практика йоги во время проведения Панчакармы – классического аюрведического метода полного очищения организма - может помешать нужному движению Дош, току энергии в нади и веществ в щротах, ослабив или даже обратив вспять воздействие от процедур. Любое очищение требует запаса энергии в организме, и лишь после его удачного завершения и полного восстановления можно приступать к другим энергозатратным и изнуряющим действиям, таким, как серьёзные духовные практики; так же и очищение женского организма в критические дни, сопровождаемое гормональными перестройками, слабостью и зачастую даже болезненным состоянием, лучше соблюдать в спокойной обстановке, прислушиваясь к нуждам своего организма.
И хотя в наши дни сложно найти того, кто строго соблюдает все указания священных писаний, и редко в современных условиях можно встретить практикующего йогу, обмазанного пеплом и сидящего на коврике из травы куша, следование предостережениям и советам древней Аюрведы – науки о том, как правильно жить в данном материальном мире и в данном теле – станет надёжной опорой для продвижения к истинной цели своего драгоценного рождения, где здоровье тела, духа и души является необходимым инструментом для познания себя, Всевышнего и их единения.
Познакомиться ближе с Аюрведой Шри-Ланки Вы можете в нашем аюрведическом центре Sirilaka Wedagedara.
|